Видео маппинг, видео перформансы

VJ Железо

Targa 3000

Содержание материала


Системы нелинейного монтажа (Non linear editing, NLE) и технологии обработки видео на базе персональных компьютеров существуют уже более 10 лет и сегодня переживают очередной этап бурного развития. По сравнению с традиционным линейным монтажом NLE имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, это возможность мгновенного доступа к любому фрагменту, отсутствие деградации качества при копировании и практически неограниченные возможности редактирования. Все это способствует тому, что системы нелинейного монтажа находят сегодня все более широкое применение.

При преобразовании аналогового телевизионного сигнала в цифровую форму формируется поток данных от 202 до 540 Мбит/сек (25-67 Мбайт/сек). Операции записи и воспроизведения столь больших объемов информации на персональном компьютере до сих пор сопряжены с серьезными трудностями. Даже самые современные скоростные накопители с трудом обеспечивают такой поток данных, а несколько лет назад, когда системы нелинейного монтажа делали свои первые шаги, даже наиболее быстрые SCSI винчестеры могли обеспечить скорость передачи не более 3-5 Мбайт/сек.

Линейная скорость чтения некоторых современных жестких дисков

Фирма производитель, модель Установившаяся линейная скорость чтения, Мбайт/с
IBM Deskstar 60GXP (7200 об/мин., ATA100, 20 Гбайт на пластину) 21-41
IBM Deskstar 75GXP (7200 об/мин., ATA 100, 15 Гбайт на пластину) 20-40
IBM Ultrastar 36LZX (10000 об/мин., SCSI Ultra 160) 21-36
IBM Ultrastar 36Z15 (15000 об/мин., SCSI Ultra 160) 36-52
Quantum Fireball Plus AS (7200 об/мин., ATA 100) 20-35
Quantum Atlas 10K III (10000 об/мин., SCSI Ultra 160) 34-54
Seagate Barracuda ATA III ST310215A (7200 об/мин. ATA100) 25-41
Seagate Cheetah X15 (15000 об/мин., SCSI Ultra 160) 38-47

Еще одним ограничением является малая пропускная способность внутренней интерфейсной шины. Так, наиболее распространенная 32 битная PCI обеспечивает пиковый поток не более 132 Мбайт/сек, а реальная скорость передачи данных с учетом наличия еще нескольких устройств на шине в несколько раз меньше. Таким образом, для создания системы цифровой обработки видео на базе ПК, до недавнего времени, существовало только два пути. Первый - использовать модульные (блок обработки видео является внешним устройством) программно-аппаратные комплексы, где персональный компьютер выполняет только функции управления. Второй путь - применять настольные системы, активно использующие ресурсы компьютера, но работающие со сжатым видеосигналом на всех этапах обработки. Применение компрессии значительно уменьшает требования к компьютерной платформе, и, прежде всего, к дисковой подсистеме, поэтому платы, использующие тот или иной алгоритм сжатия, и получили столь широкое распространение. В большинстве случаев использование сжатия с небольшой степенью компрессии оправдано и необходимо, поскольку обеспечивает достаточно высокое качество при существенном сокращении потока данных. Благодаря простоте реализации первой стала применяться внутрикадровая Motion JPEG компрессия, которая при степени сжатия 3:1 обеспечивает вещательное качество сигнала. Совсем недавно появились и устройства, использующие более прогрессивный стандарт MPEG, который позволяет устранить не только пространственную, но и временную избыточность при сжатии от 10:1 до 50:1. Однако, как только возникает необходимость реализации сложного многослойного монтажа, применение сжатия становится крайне нежелательным, т.к. в этом случае при просчете каждого кадра происходит многократный цикл компрессии/декомпрессии, который приводит к появлению значительных артефактов. Модульные системы, работающие с некомпрессированным видео, лишены этих недостатков, но, кроме очень высокой стоимости подобные комплексы имеют и еще ряд минусов. Так, например, количество функций, заложенных разработчиками, велико, но все же ограничено, а любая модификация требует значительных финансовых затрат и, ко всему, зачастую сопряжена и с техническими трудностями. Закрытый цикл обработки не позволяет использовать промежуточные результаты, часто делает невозможным операции экспорта и импорта медиаданных и организацию видеопроизводства в структуре локальной рабочей группы. На сегодняшний день это уже серьезное ограничение, так как при подготовке сложного проекта часто возникает ситуация, когда имеет смысл разделить работу и выполнять ее на различных рабочих станциях.

Недостатки модульных систем очевидны, но до недавнего времени альтернативы для работы с некомпрессированным сигналом, особенно в реальном времени, не существовало. Однако интенсивное развитие технологий хранения данных и общий рост производительности персональных компьютеров привел к тому, что появилась возможность создавать настольные системы для обработки видео, которые по своим возможностям приближаются к дорогостоящим модульным комплексам. При этом их цена остается достаточно низкой и, таким образом, чаша весов "возможности/стоимость" постепенно начала склоняться в пользу более гибких и многофункциональных Desktop систем.

Можно отметить, что компьютерные системы для обработки видео развиваются по тем же законам, что и вся высокотехнологичная область вычислительной техники. Происходит постепенный переход от узкоспециализированных комплексов стоимостью в сотни тысяч долларов к настольным ПК, которые успешно выполняют те же задачи. Кроме того, сохраняется и тенденция по переносу функций отдельных аппаратных модулей на центральный процессор. Конечно, можно спорить о достоинствах или недостатках такого подхода, однако, вполне вероятно, что наступит момент, когда мощность центральных процессоров достигнет уровня, который позволит им обрабатывать несжатое видео в реальном времени. Пока делаются лишь первые шаги в этом направлении, однако, начало положено, и подтверждением тому могут служить дополнительные наборы инструкций MMX, SSE, SSE2 и 3DNow!, которые ориентированы на мультимедиа приложения.

И все же, сегодня основная нагрузка при работе с видео ложится на специализированные процессоры, способные быстро обрабатывать огромные массивы графической информации. Долгое время одни и те же чипы использовались как в модульных монтажных станциях, так и в Desktop системах. Но жизнь не стоит на месте, и пришло время, когда, наконец, появились производительные видеопроцессоры специально предназначенные для работы в составе настольного комплекса и тесно интегрированные с архитектурой ПК. Именно в соответствии с этим принципом и был спроектирован чип HUB3 фирмы Truevision.

Прежде, чем перейти к описанию этого многофункционального процессора, хотелось бы вкратце описать общие принципы построения компьютерных систем для обработки видео.

Большинство современных цифровых плат для нелинейного монтажа позаимствовали свою потоковую архитектуру у систем, работающих с аналоговым сигналом. В этом случае все видео и аудио потоки проходят через ряд real-time процессоров и смешиваются в выходном микшере. Схема последовательности обработки задается при проектировании и любые изменения невозможны без изменения дизайна платы.


Схема работы традиционной двухпотоковой монтажной системы

Жестко заложенный алгоритм обработки, невозможность одновременной работы с сигналами различных форматов, работа только с двумя слоями видео - вот основные негативные черты, доставшиеся в наследство от традиционных двухпотоковых монтажных плат. В идеале же современная цифровая система должна удовлетворять принципам масштабирования, расширяемости и иметь возможность перепрограммирования. Все это требует применения мощного видеопроцессора с гибким доступом к емкой и быстрой оперативной памяти. Подобная архитектура получила название "Memory centric".


Схема работы монтажной системы с архитектурой "Memory Centric"

Данная технология подразумевает преобразование любого входного сигнала в цифровой массив, размещаемый в локальной оперативной памяти. Затем видеопроцессор выполняет необходимые преобразования и, в свою очередь, также помещает результаты в ОЗУ. После завершения операции выходной массив снова превращается в цифровой поток. По сравнению с традиционной архитектурой, "memory centric" имеет целый ряд преимуществ. Прежде всего, это исключительное сочетание гибкости, характерной для чисто программных решений и скорости аппаратной акселерации. Кроме того, представление видеопотока в форме числового массива позволяет использовать любые разрешения и одновременно легко работать c любым форматом сигнала.

Первой платой нелинейного видеомонтажа, которая использовала "memory centric" архитектуру, была мультиплатформенная Targa 2000 компании Truevision, построенная на видеопроцессоре HUB2. Она нашла очень широкое применение в профессиональных продуктах самого различного уровня как на платформе PC, так и на MAC системах, и до сих пор пользуется заслуженной популярностью. Следующим шагом стало создание нового процессора HUB3, который по производительности более чем в 4 раза превосходит своего предшественника.

HUB3 - специализированный видеопроцессор с высокой степенью интеграции, выполненный по 0.25-микронной технологии. В соответствии с концепцией "memory centric", при его создании основное внимание было уделено обеспечению высокоскоростного обмена данными с оперативной памятью. Для этого используется 128 - разрядная шина данных с тактовой частотой 100 МГц. В результате пиковая пропускная способность достигает 1.5 ГБайт/с, что дает возможность передавать до 75 потоков некомпрессированного 4:2:2 видео стандарта CCIR 601 в реальном времени. Все внутренние преобразования осуществляются в представлении 4:4:4:4 или 4:2:2:4 при глубине квантования 8, 10 или 16 бит на каждый компонент, что обеспечивает очень высокое качество выходного сигнала. HUB3 имеет два независимо программируемых блока обработки данных, которые могут работать параллельно. Каждый из них способен обрабатывать до 100 Мпиксел/сек, что почти в 8 раз превышает потребности по воспроизведению видео в стандартном разрешении NTSС или PAL. Новый процессор ориентирован на применение современных быстродействующих микросхем ОЗУ типа SDRAM, что позволяет не только обеспечить высокую производительность, но и открывает возможность использования недорогих стандартных чипов памяти. В отличие от большинства представителей предыдущего поколения, HUB3 имеет очень гибкую архитектуру, изменяемую программным путем. Например, имеется возможность перепрограммировать процессор так, чтобы он обрабатывал кадры с соотношением сторон 16:9, или использовал прогрессивную развертку без каких-либо аппаратных изменений.


Структурная схема видеопроцессора HUB3

Основные характеристики видеопроцессоров HUB2 и HUB3 от Truevision

  HUB2 HUB3
Максимальная пропускная способность памяти 320 МБ/с 1500 МБ/с
Тип оперативной памяти DRAM/VRAM SDRAM
Формат пикселя RGBK RGBK и/или YUVK
Глубина цвета (число бит на компонент) 8 8, 10 или 16 (внутреннее представление)
Цветовое представление 4:2:2:4 4:4:4:4
Число уровней белого 0-255 18-235 и/или 0-255
Число потоков 4:4:4:4 (8 бит) 8 37
Число потоков 4:2:2:0 (8 бит) - 75
Число портов ввода /вывода 1 вход, 1 выход, 1 вход/выход 5 входов 5 выходов
Пропускная способность порта 108 МБ/с 310 МБ/с
Формат кадра 4:3 произвольный
Число аудио каналов 2 входа 2 выхода 8 на каждый порт
Формат звука 48/44.1 КГц, 16 бит 48 КГц, 20 или 16 бит
Тип локальной шины 32 бит 32 или 64 бит PCI
Скорость передачи данных по локальной шине 40 Мбайт/с 200 Мбайт/с
Максимальное число кодеков 2 4
Аппаратный хрома кейер Нет Есть
Аппаратный люма кейер Нет Есть

Для того, чтобы обеспечить удовлетворительную работу с несжатым видеосигналом, разработчики использовали много оригинальных технических решений и значительная часть из них касается интерфейсов с внешними устройствами. Так, производительности наиболее распространенной 32 битной PCI шины не хватает для передачи больших потоков некомпрессированного видео и поэтому HUB3 использует собственный встроенный 64 битный DMA (Direct Memory Access) интерфейс, ориентированный на применение 33 МГц промышленной шины PCI64. При этом максимальная скорость обмена между графическим процессором и системной памятью или дисковой подсистемой составляет 200 Мбайт/сек. Для внешнего обмена медиа данными чип имеет по 5 встроенных портов ввода и вывода, каждый из которых может работать с одним слоем некомпрессированного видео и 8 каналами цифрового звука. Все порты имеют собственные внутренние DMA каналы для быстрого и независимого доступа к ОЗУ. В результате процессы кодирования/декодирования видео и звука, микширования, кеинга и многие другие выполняются в реальном времени с использованием локальной оперативной памяти.

В целом, можно сказать, что уникальные возможности HUB3 позволяют создавать монтажные программно-аппаратные комплексы, никак не ограничивающие художественные замыслы, и открыть новую страницу в истории компьютерных систем обработки видео.

Безусловно, мощные ресурсы видеопроцессора и современная архитектура являются стержнем, вокруг которого строится система, однако для полноценной работы этого недостаточно. Необходимо разработать плату, увязывающую воедино все компоненты, написать драйверы и дополнительное программное обеспечение, провести серьезную работу по тестированию и отладке. Именно эти сложные задачи встали перед инженерами Pinnacle Systems после приобретения в 1999 году компании Truevision. В итоге, на свет появилось наиболее современное решение для настольных систем видеомонтажа - Targa 3000.

Конструктивно Targa 3000 (T3K) представляет собой полноразмерную PCI64 плату с DV портом и разъемом для подключения внешних коммутационных боксов. На плате установлено 128 Мбайт оперативной памяти и два аппаратных DV25/MPEG2 кодека С-Cube DVXpress.








Targa3000


Targa3000 со снятым радиатором охлаждения

Targa 3000 позволяет одновременно воспроизводить до трех потоков несжатого видео и пять слоев графики в реальном времени. При этом, на основании тестов и в зависимости от общей производительности системы пользователь сам устанавливает количество слоев, которые будут воспроизводиться без просчета. В целом же, способности платы по воспроизведению нескольких потоков видео совершенно уникальны и, если необходимо выполнить сложный монтаж, можно использовать до 16 слоев с аппаратным ускорением и немедленным выводом результатов на монитор в процессе просчета. Подобная технология "масштабируемого рендеринга" позволяет не только значительно ускорить работу, но и делает ее более наглядной. На сегодняшний день ни одна видеомонтажная плата не имеет таких возможностей и, вероятно, у Targa3000 не скоро появятся достойные конкуренты.

Кроме работы с несжатым сигналом в форматах YUVA и RGBA (с ключевым сигналом) предусмотрено и применение двух наиболее перспективных на сегодняшний день типов компрессии - DV25 и MPEG-2 (I-frames 2-50 Мбит/с). При этом существует возможность гибко настраивать основные параметры MPEG потока и, что особенно важно, использовать в одном проекте материалы в любом из перечисленных форматов. Однако, необходимо отметить, что при одновременном размещении на TimeLine клипов сжатых по стандарту DV25 и MPEG-2 потребуется некоторое время для пересчета в тот вид компрессии, который установлен в параметрах проекта.

Как и все современные видеомонтажные платы, T3K имеет богатый набор из нескольких сотен 2D эффектов и фильтров, которые выполняются в реальном времени, а в комплект программного обеспечения входит программный модуль FX Factory - исключительно гибкий механизм для настройки, который позволяет изменять много различных параметров и создавать собственные эффекты.


Рабочее окно программного модуля FX Factory

Если же требуется применение сложных трехмерных переходов, можно воспользоваться известным программным 3D эффект-процессором Hollywood FX Silver, который поставляется вместе с платой. А вот аппаратного 3D модуля пока нет и, хотя разработчики заявляют, что работы в этом направлении ведутся, никакой конкретной информации о времени появления этой полезной опции пока нет. С учетом того, что Targa 3000 является наиболее современной монтажной системой Pinnacle Systems, это можно считать достаточно серьезным недостатком.

Кроме различных 2D переходов и фильтров, Targa 3000 в реальном времени выполняет цветокоррекцию, альфа, люма, и хромакеинг по любой цветовой компоненте с сохранением теней. Еще одной характерной особенностью нового продукта является исключительно качественная реализация функций замедленного и ускоренного воспроизведения. Благодаря использованию архитектуры "memory centric" и новому алгоритму эти операции также не требуют предварительного просчета.

В Targa 3000 реализованы многие интересные идеи, появившиеся в области цифровой обработки видео за последние несколько лет. Не стала исключением и такая важная часть комплекса, как подсистема ввода/вывода.

С самого начала развития настольных систем для монтажа видео появилась проблема с размещением внешних разъемов на PCI плате. Для работы с разнообразным цифровым и аналоговым оборудованием требуется от 18 до 30 различных коннекторов, а реально с наружной стороны корпуса компьютера доступна только небольшая стенка, на которой можно разместить не более 4-5 стандартных разъемов типа RCA или BNC. Первым, и наиболее простым решением проблемы стало использование пассивного аналогового интерфейса - длинного кабельного "хвоста" с многоконтактной D-SUB вилкой на одном конце и комплектом аудио и видео разъемов на другом. За характерный внешний вид такой шлейф получил точное образное название "голова медузы". Кроме исключительного неудобства, этот пучок кабелей служит еще и источником шумов. Конечно, за счет продуманного размещения контактов можно уменьшить влияние перекрестных помех в тесном D-SUB разъеме, однако полностью избавиться от них не удается, да и получить одинаковое волновое сопротивление по всей длине кабеля не представляется возможным. Появление внешних аналоговых боксов, на передней панели которых размещались все необходимые разъемы, улучшило ситуацию и подключать аппаратуру стало гораздо удобнее, однако, толстый интерфейсный кабель, по-прежнему содержащий полный комплект экранированных коаксиальных кабелей, остался источником неприятностей. Серьезным шагом вперед стало использование активных аналоговых боксов (BreakoutBox, BoB), которые позволили сократить количество соединительных линий до минимума. Основная идея подобного подхода состоит в том, что BoB является самостоятельным активным устройством. Все аналоговые сигналы преобразуются в нем в один формат (чаще всего, компонентный для видео и симметричный балансный для аудио), который и используется для передачи. Во внешнем блоке установлены предварительные усилители, однако, все аналого-цифровые преобразования (АЦП) по-прежнему осуществляются на PCI карте и именно поэтому появление помех и шумов от сильных электромагнитных полей внутри системного блока остается нерешенной проблемой. Конечно, в целом, использование активного аналогового интерфейса значительно улучшило характеристики системы ввода/вывода, однако единственным полноценным решением является цифровая линия связи. В этом случае внешний Breakout Box выполняет функцию ЦАП/АЦП и весь обмен данными осуществляется только в цифровом виде. Разработчики Targa 3000 пошли дальше и создали универсальный интерфейс - Digital Tether - для подключения как аналоговых, так и цифровых устройств.


Аналоговый коммутационный модуль с интерфейсом Digital Tether


Цифровой коммутационный модуль (SDI)

Digital Tether - цифровой двунаправленный интерфейс между PCI картой и внешним Breakout Box. Передача аудио, видео и управляющей информации осуществляется со скоростью до 1485 Мбит/сек в каждом направлении. Для обмена данными используются LVD (Lov Voltage Differential) стандарт, обеспечивающий хорошую помехозащищенность и малое энергопотребление. Все преобразования сигналов теперь осуществляются в BoB, подальше от мощного источника электромагнитных полей - компьютера. Digital Tether может одинаково легко работать как со стандартными разрешениями PAL/NTSC(768x576), так и с HDTV, однако, к сожалению, Targa 3000 пока не работает в режиме High Definition. В режиме SDTV на частоте 27 МГц можно одновременно передавать до 2 видео и 32 аудио каналов. Вся дополнительная информация, необходимая для инициализации и управления Breakout Box, передается по тем же сигнальным линиям, что и медиа данные, и не требует отдельного канала.

На сегодняшний день в комплекте с Targa3000 поставляется на выбор один из двух внешних модулей - Targa Pro Digital или Targa Pro Analog. Аналоговый BoB имеет полный комплект компонентных, композитных и Y/C видео разъемов, а также балансные и небалансные входы/выходы, а цифровой модуль обеспечивает работу с SDI сигналом и представляет собой небольшой бокс с двумя BNC коннекторами. Согласно анонсам Pinnacle Systems, в ближайшее время должен появиться и смешанный аналого-цифровой Breakout Box, который позволит T3K работать с любым современным видеооборудованием без лишней перекоммутации. Система управления Digital Tether предусматривает автоматическую идентификацию подключенного внешнего модуля и позволяет заменять их без какой либо предварительной подготовки или перенастройки. Однако, во избежание "подвисания" системы, все же рекомендуется выключать компьютер при смене коммутационного модуля. Для защиты от перегрузки или короткого замыкания служит блок автоматических предохранителей, которые после прекращения разрушающего воздействия самостоятельно возвращаются в исходное состояние. Серьезные измнения коснулись и внешней части - кабель между внешним боксом и PCI картой больше не напоминает пожарный шланг, т.к. стал в несколько раз тоньше, да и заканчивается он теперь небольшим 36 пиновым разъемом типа mini Centronix.

Внешний интерфейс Targa 3000 - самостоятельная интересная разработка, достойная самого пристального внимания. Благодаря современным техническим решениям и смелому революционному подходу были решены практически все основные проблемы системы ввода/вывода и сделан серьезный шаг вперед, направленный на улучшение качества сигнала. Пожалуй, единственным реальным минусом является невозможность одновременного использования аналогового и цифрового модуля. На плате смонтирован только один разъем Digital Tether и поэтому при смене источника сигнала требуется подключать соответствующий коммутационный модуль, что создает определенные трудности. А ведь для работы с современным профессиональным оборудованием наличие аналогового и SDI интерфейсов было бы крайне желательно. Кроме того, хотелось бы, чтобы коммутационный модуль можно было установить в 19" стойку, однако в стандартном комплекте поставки эта полезная мелочь, к сожалению, не предусмотрена.

Как и любая компьютерная система для нелинейного видеомонтажа, Targa 3000 представляет собой сложный комплекс программных и аппаратных средств. Про серьезные технические возможности аппаратуры было сказано уже достаточно много и настало время поговорить и о программном обеспечении. К сожалению, именно эта часть системы имеет достаточно серьезные недостатки и во многом портит впечатление от этой современной по-настоящему революционной платы.

Targa 3000 пока может использовать в качестве видеоредактора только Adobe Premiere или Speed Razor фирмы in-sync. Вполне очевидно, что полностью раскрыть все возможности монтажной системы в такой ситуации не удастся. Вероятно, наиболее предпочтительным было бы использование мощного современного редактора *edit компании discreet logic. Однако, текущие версии 6.0 и 6.0+ не поддерживают T3K, хотя уже в ближайшее время в *edit 6.5 это досадное упущение обещают исправить. Долгое время T3K работала вообще только с Adobe Premiere 5.1, но сейчас с платой можно использовать наиболее свежий комплект драйверов версии 1.5, ориентированный уже на работу с операционной системой Windows 2000 и Adobe Premiere 6.0 или Speed Razor 2000x.

Несмотря на то, что плата появилась на рынке более полутора лет назад, программное обеспечение и драйвера до сих пор имеют целый ряд существенных недостатков. Так, до сих пор не исправлена серьезная ошибка, связанная с задержкой в несколько десятков кадров при каждом старте/остановке воспроизведения с Time Line. Данный дефект серьезно затрудняет редактирование и очень усложняет совместную работу режиссера и монтажера.

Кроме этого, необходимо отметить, что при разработке интерфейса практически не были учтены реальные требования современного телевизионного производства. Так, при захвате и выводе материала на ленту невозможно оперативное изменение параметров аудио и видео сигнала, отсутствуют такие средства контроля как программные вектроскоп и wave form монитор. Для выбора и настройки любого фильтра или эффекта необходимо каждый раз открывать общую панель настроек FX Factory. Данная функция даже на достаточно "быстром" компьютере выполняется долго и требует утомительного ожидания у экрана монитора.

Минусов у программного обеспечения конечно много, однако есть и положительные моменты. Например, уже сегодня в комплекте с платой поставляются такие интересные дополнения, как программные кодеки DV 25 и YUV, скоростной MPEG-2 кодер, работающий в реальном времени, и, наконец, plug in для популярной программы композитинга Adobe After Effects, позволяющий выводить изображение непосредственно на телевизионный монитор. Кроме этого в комплект поставки входит мощный пакет для сложного монтажа, композитинга и ротоскопинга - Commotion Pro, известная программа для создания титров, Title Deko, и еще целый ряд полезных приложений, расширяющих возможности системы.

В целом, можно сказать, что ситуация с ПО постепенно меняется в лучшую сторону, однако изменения эти проходят достаточно медленно.

Targa 3000 требует тщательного выбора компьютерной платформы. Идя по наиболее простому пути, можно использовать готовую сертифицированную систему от одного из мировых лидеров индустрии, однако, вполне очевидно, что такой подход имеет целый ряд минусов. И прежде всего, это исключительно высокая стоимость, часто в несколько раз превышающая цену комплектующих. Еще одним недостатком является проблема совместимости готовых рабочих станций с различным оборудованием. Так, например, сертифицированная SP750 от Compaq не работает со SCSI контроллерами ATTO UL3D, UL2D и QLOGIC QLA2160. Может сложиться впечатление, что компьютер, гордо представляющий известную марку, работает более надежно, но опыт общения с различными пользователями монтажных сиcтем на базе Targa 3000 говорит о том, что аккуратно, правильно собранная и сконфигурированная система работает ничуть не хуже, а стоит гораздо дешевле.

В случае, если пользователь принимает решение собирать компьютер самостоятельно, разработчики платы предлагают два основных варианта конфигурации системы на базе T3K. Первый предполагает работу только с компрессированным видеосигналом (DV25, MPEG-2) и имеет не очень высокие требования компьютерной платформе. Максимальная скорость одного потока в этом случае не превышает 6.25 МБайт/с и для нормальной работы вполне достаточно производительности обычной 32-х разрядной шины PCI. Честно говоря, покупка столь дорогой системы для монтажа в формате DV кажется несколько неразумным шагом, тем более, что сегодня на рынке уже есть решения, работающие одновременно с четырьмя слоями DV видео (например, Сanopus DV Rex RT). Именно поэтому наибольший интерес представляет конфигурация, ориентированная на операции с некомпрессированным сигналом.

В любом случае рекомендуется системная плата на чипсетах i440BX, i815, i840 или Serverworks. Кроме этого потребуется 256 или 512 Мбайт оперативной памяти и производительная дисковая подсистема со SCSI интерфейсом. Для работы с DV или MPEG потоками достаточно двух скоростных жестких дисков объединенных в RAID уровня 0 (stripe), для воспроизведения двух потоков несжатого видео YUV (4:2:2, 20 Мбайт/с) потребуется 4 диска, и, наконец, для работы с тремя слоями в массив необходимо объединить уже 8 накопителей. Если требуется одновременно воспроизводить максимальное число потоков, следует использовать двуканальный PCI64 SCSI контроллер с разделением дисков на две группы по 4 на каждом канале. Следует заметить, что при использовании системы с шиной PCI64 очень важно постараться использовать только свободные 64 битные PCI слоты. Очень часто попытка установить в систему еще хотя бы одну плату PCI 32 приводит к тому, что монтажная программа начинает работать с очень большими задержками.

Как показывает практика, для нормального воспроизведения трех потоков не обязательно использовать дорогой RAID, собранный на SCSI дисках, и вполне достаточно дискового массива типа Medea Video RAID RTX. Несмотря, на то, что этот видео RAID построен на IDE дисках, которые традиционно считаются более медленными по сравнению со SCSI, установившаяся скорость потока данных составляет около 80 Мб/с. Во многом эффективность такого решения объяснятся тем, что Medea использует собственный высокопроизводительный SCSI-IDE контроллер и наиболее скоростные современные жесткие диски ведущих производителей. Все накопители, проходят тщательный отбор и специальную предварительную подготовку. Как это ни парадоксально звучит, но сегодня IDE диски вполне подходят даже для задач видеомонтажа серьезного уровня т.к наиболее важный параметр, линейная скорость чтения, например, у IBM Deskstar 75GXP даже больше, чем у профессиональной SCSI серии Ultrastar 36LZX.

Достаточно большое значение для обеспечения максимальной производительности дисковой подсистемы имеет и выбор SCSI контроллера. Здесь стоит отдавать предпочтение тем устройствам, которые обеспечивают аппаратную реализацию RAID массива. Например, использование двуканального контроллера UL3D фирмы ATTO дает значительный запас по скорости по сравнению с распространенным Adaptec 39160. Установка более дорогого и более производительного контроллера особенно оправдана, когда дисковая подсистема лишь немного не дотягивает до требуемого уровня и такое решение позволит все же собрать работоспособную монтажную станцию.

Хотя при воспроизведении нескольких потоков нагрузка на процессор невелика и редко превышает 10-12%, все же желательно использовать современные и производительные CPU. Эта рекомендация основывается на том, что кроме непосредственно функции воспроизведения система призвана решать целый ряд достаточно сложных задач по обработке видео и здесь ресурсы процессора будут совсем не лишними. С учетом того, что Targa 3000 работает под операционными системами Windows NT 4.0 и Windows 2000, вполне очевидно, что предпочтительно использовать двухпроцессорные конфигурации, имеющие более высокую производительность.

Отдельного внимания заслуживает и видеосистема. Прежде всего, необходимо, чтобы видеокарта нормально отображала оверлейное окно. К сожалению, эта важная функция реализована далеко не у всех современных плат. Точнее говоря, обычно оверлейное окно все же отрисовывается, однако низкое качество изображения не позволяет с ним работать. Наиболее удачно оверлейные функции реализованы в платах от ATI и Matrox, и для задач видеомонтажа они подходят лучше всего. Особенно интересно использовать Matrox G400/G450/G550 в варианте Dual head. Возможность подключить два монитора очень актуальна для работы с видео и такое решение делает работу монтажера более комфортной. Популярные и распространенные карты на чипах Nvidia, как правило, тоже подходят для работы с видео, однако не исключена ситуация, когда потребуется тщательно подбирать драйвер для нормальной работы оверлея.

Следует отметить, что если используется материнская плата на чипсете Serverworks, например, Tyan S1867 Thunder 2500, придется использовать PCI видеоадаптер. В данном случае особенности реализации AGP порта вообще не позволяют выводить оверлейное изображение при любой AGP видеокарте.

Таким образом, требования к компьютерной платформе предъявляются достаточно жесткие и только следуя всем рекомендациям можно собрать работающую систему, полностью реализующую все возможности Targa 3000. Разработчики платы провели достаточно обширную работу по тестированию и сертификации комплектующих и за более подробной информацией можно обратится на сайт компании Pinnacle Systems.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о возможных вариантах применения наиболее мощной и современной монтажной системы на базе Targa 3000. Прежде всего, надо отметить, что благодаря совершенствованию технологий, росту производительности персональных компьютеров и снижению стоимости дисковых носителей системы нелинейного видеомонтажа серьезно потеснили традиционные "линейки" и гибридные монтажные комплексы. Использование только компьютерной системы, конечно же, имеет свои достоинства и недостатки, однако совершенно неоспоримо то, что такое решение не только позволяет очень гибко подстраиваться под требования конкретного видеопроизводства, но и экономит деньги. Уже сегодня стоимость даже самой мощной рабочей станции на базе Targa 3000 в несколько раз меньше чем многопостовый монтажный комплекс с магнитофонами, микшерами, контроллерами и эффекторами. А ведь по выполняемым функциям они уже почти сравнялись - абсолютное большинство фильтров, эффектов и переходов настольная компьютерная система теперь может выполнять в реальном времени. Все это позволяет позиционировать T3K как монтажную систему оперативного, сложного монтажа в условиях дефицита времени для крупных студий и телевизионных каналов. Цветовое представление 4:4:4:4 и возможность работать с некомпрессированным сигналом позволяют с успехом использовать Targa3000 для задач многослойного видеомонтажа и композитинга. Еще одним применением может быть совместная работа в сети из нескольких видеомашин. Причем, в паре можно использовать не только такие же рабочие станции, но и существенно более скромные с точки зрения системных требований DV500+. Это особенно интересно потому, что существует полная взаимная совместимость файлов записанных в стандарте DV25.

Подводя итог, хотелось бы коротко отметить основные положительные и отрицательные черты системы на базе Targa 3000.

Достоинства

    • Современная прогрессивная архитектура, имеющая большие перспективы.
    • Возможность без просчета одновременно воспроизводить до 3 слоев видео и 5 слоев графики.
    • Достаточно обширный набор 2D эффектов и фильтров, выполняемых в реальном времени.
    • Возможность работы с некомпрессированным видеосигналом.
    • Возможность одновременной работы с различными типами компрессии в одном проекте
    • Современный прогрессивный интерфейс с внешними устройствами - Digital Tether

Недостатки

    • Высокие требования к компьютерной платформе и дисковой подсистеме.
    • Ограниченный набор совместимых монтажных программ (невозможность работы с discreet edit*)
    • Недоработки в программном обеспечении
    • Отсутствие модуля для аппаратной реализации 3D эффектов
    • Невозможно одновременно использовать цифровой и аналоговый коммутационные модули
    • Отсутствие специализированной программы для захвата видео, систематизации и разбиения на сцены.

Таким образом, можно сказать, что T3K - по настоящему революционный продукт, который содержит огромное количество интересных технических и технологических новинок, однако, как и всякое сложное решение, пока еще требует целого ряда доработок. И все же, Targa 3000 знаменует собой начало новой эпохи в истории систем для цифровой обработки сигнала и, думается, не будет большим преувеличением предположение о том, что пройдет совсем немного времени и многочисленные производители программного и аппаратного обеспечения будут ориентироваться на Targa 3000, как на новый стандарт в области видеопроизводства.

EventCatalog.ru — всё для организации мероприятий!