VJ ZLO и Visual Vibes group.
Содержание материала
Арсений Сыроежкин: Расскажи про реальную ситуацию с виджеингом в Беларуси и почему ты решил им заняться. Дмитрий Соседов: Про то, как развивался виджеинг до 2007 года в Минске как столице клубного движения, сказать не могу, т.к. не был очевидцем, поскольку именно с этого периода началась моя творческая деятельность. Известно, что на тот момент действовали несколько групп: an angelico group, XMUZ, Тимофей Anachoretes (DJ и VJ). |
А.С.: Почему начали появляться новые деятели, в том числе и ты?
Д.С.: То, что происходило изредка на вечеринках в Минске, нас не устраивало. Публика жила в визуальном вакууме, люди не замечали видео, изредка похваливая удачные футажи низкого разрешения (320x 240) на проекциях тусклых проекторов. Сам подход к процессу виджеинга оставлял желать лучшего. Мало кто понимал, что виджеинг – это процесс, именно процесс, а не за 2 часа накачать из Интернета 10 роликов по 30 сек. и крутить их 6 часов. В апреле 2007 года состоялось мое знакомство с Ильей (VJ Joyyy) через форум http://www.oxidiser.net/. Мы оба понимали, что для того, чтобы начинать чемто серьезно заниматься на публике (я говорю про электронные технологии, технологии связанные с ПК и программным обеспечением), необходим стартовый багаж знаний. Умений запускать ОС Windows, пакета Office и прочего явно недостаточно! Безусловно, знания не загружаются в мозг, как в фильме «Матрица», для этого нужны время и опыт.
Опыт у нас был – работа в компьютерных организациях. Знания – не только таблицы в Excell заполнять, но и касаемые устройства ПК, сетей и программного обеспечения, связанного с обработкой видеоданных. В такое время мы живем, что для выполнения определенных задач без ПК наша жизнь усложняется, прогресс требует от общества быть «в теме». Разработчики стали создавать программы и технологии как можно дружелюбней для пользователя, т.н. юзерфрендли интерфейс. Если вы застали процесс прогресса программы за несколько лет, вам не страшны вновь появляющиеся, т.к все построено на схожих принципах. На просторах стран СНГ информация о виджеинге была настолько скудна, что приходилось разбираться самим с этим явлением. Зарубежный опыт виджеинга насчитывает не один десяток лет. А если у вас нет возможности ездить заграницу, нет скоростного/ недорогого доступа в Интернет (2007 год), то получить нужную информацию совсем непросто и не быстро.
В начале 2007 года я нашел российские ресурcы, посвященные виджеингу и анимации: http://multimatograf.ru/, форум Леши Malbred (чуть позже я стал модератором). На форуме http://forum.malbred.com/ со временем стали появляться новые люди, которые явно или косвенно интересовались видео, графикой, визуализацией, делились мыслями, задавали друг другу вопросы, изучали специализированное ПО для виджеинга, одним словом, процесс пошел! Мы пополняли свои знания и украшали видеорядом клубное пространство, разнообразили время препровождения публики, заставляли когото задумываться, комуто поднимали настроение, шокировали, несли нечто новое. Человек, решивший показывать свои достижения в области визуальных технологий, обязан все время поднимать свой уровень, идти в ногу с технологическим прогрессом, творчески развиваться, удивлять людей новыми приемами и решениями. Недостаточно нарезать из готовых фильмов удачных, по его мнению, кадров. Для начинающего медиахудожника, когда запас материала скуден, это допустимо, но даже при этом он обязан обрабатывать их предварительно или в режиме реального времени дополнительными эффектами.
Повторяю: виджеинг – это труд. Шло время, все чаще на вечеринках можно было наблюдать на проекционных экранах видео. Тянуться к прекрасному стали и другие города Беларуси – Брест, Новополоцк и др. В конце 2007 года на одной из вечеринок от elektrokids promo был заявлен VJ Sinij. Он артдиректор одного из клубов своего города, свою VJ деятельность подзабыл, не хватает сил и терпения, другие приоритеты в жизни. В начале 2008 года появляется Петр Teknoir, ранее игравший на некоторых «тяжелых» вечеринках как DJ/музыкант. А некоторыми «тяжелыми» вечеринками занимается в Беларуси промогруппа Euthanasia. Потом под флагом этой группы появляется на афишах Павел Plaha. Этот «дуэт» существует еще до конца 2009 года.
Если у Teknoira наблюдалось стремление к развитию, то Plaha ограничивался «монтажом», то есть нарезками из различного рода концептуального кино, главным образом артхаус жанра, компрометирующих видеороликов и т.д. Затем Teknoir, видимо, по тем же причинам что и мы, перестал выступать на вечеринках этой промогруппы. В декабре появился его дуэт ULTRAvisual gang: Vj's Teknoir & Violet.
А.С.: С какого мероприятия стартовал ваш первый проект?
Д.С.: Вечеринка от «12 promo» с мозгодробильным саундом от Bsoul. Вот на ней мы и решили начать более профессионально внедрять видеоряд в клуб ную среду Минска. Судя по реакции посетителей, старт был хорошим, что не могло не радовать. Сейчас в Сети можно найти информацию о некоем трио виджеев (ZLO, Joyyy и Guinness). Трио не было. Объясню почему. На первых порах совместной деятельности выясняется профпригодность каждого, познается в определенных ситуациях отношение к виджеингу. Мотивы могут быть разные, начиная от простого интереса к чемуто новому и заканчивая попытками доказать себе/другим активное участие в формировании клубной культуры в стране. Двое из нас решили не играться в виджеинг, а показать реальные результаты. В апреле 2009 тандем VJ ZLO и VJ Joyyy был назван Visual Vibes group.
А.С.: Какой аппаратуру вы используете и кто занимается ее монтажом?
Д.С.: В нашей суровой действительности весь монтаж проекционного оборудования происходит силами выступающего виджея. Организатор оплачивает и эту услугу, когда формируется размер гонорара. Степень сложности монтажа определяет и общую стоимость работы. Все согласятся, что работать в клубе, в котором уже стационарно висит проекционное оборудование и остается только подключиться к нему, это одно. А когда необходим монтаж для сложных инсталляций, приходится висеть под потолком, сверлить, изготавливать макеты декораций, это совсем другое. Тем более, что наши виджеи используют свое личное оборудование (ноутбуки/ПК, видеомикшеры/свитчеры, контроллеры, внешние HDD и др.). У меня на начальном этапе был ноутбук 15" Samsung со встроенной от Intell видеокартой, MIDIконтроллер Behringer BCR2000, внешний USB HDD на 250 Gb в алюминиевом корпусе.
Производительности ноутбука хватило до момента, когда кардинально обновилась широкоиспользуемая виджейская программа на базе Windows. С выходом новой версии программы очень многим пришлось рано или поздно делать внеплановый апгрейд ноутбука, т.к программа в плане производительности и по функционалу сильно улучшилась. С ней можно было делать более сложные и интересные визуальные эффекты. Так и мне пришлось купить дорогущий (на тот момент) ноутбук 17" Toshiba с двумя видеокартами. Этот монстр вместе с блоком питания весил около 7 кг. Также обновил себе и MIDIконтроллер на novation remote zero sl.
А.С.: Что ты можешь сказать о белорусской публике? Есть ли ценители виджеинга?
Д.С.: Вообще получить реакцию зачастую аморфной публики у нас тяжело. Не cледует забывать, что мы находимся не заграницей, где этим вещам уделялось в сотни раз больше времени и возможностей, где видеоинсталляции являются частью культуры, где есть школы, воркшопы, регулярно идет обмен опытом среди мировых участников. Понимание и любовь к новым вещам нужно прививать публике аккуратно и правильно, а не вводить в заблуждение. У нас же пока работает принцип маркетинга: «чем хуже продукт, тем больше ему пиара». Организаторы сами не понимают, что они пишут в анонсах и флаерах, оперируют фразами и понятиями, которые на данном этапе модны, непонятны.